По данным Международного Социально-экологического Союза и фонда "Гражданин", с марта началась подготовка к аукционам, на которых выставят на продажу металлическое оборудование и конструкции данного объекта. В этом случае даже самые минимальные затраты на "чистку" радиоактивного металла могут оказаться прямыми убытками для предприятий, что значительно повысит вероятность незаконного использования чернобыльского лома.
В 2004 г. официальные должностные лица Украины начали разрабатывать планы масштабной переработки металлолома, находящегося в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. В частности, руководство ГП "Укрметалл" считает перспективной переработку металлолома из этой зоны, объем которого составляет около 1 млн т суммарной радиоактивностью не менее 1 млн Кюри. "В августе 2004 г. начался активный процесс разбора Чернобыльской атомной электростанции на металлолом, – сказал RBC daily директор общественного фонда "Гражданин" Максим Шингаркин. – Для его переработки в зоне станции уже смонтировано два комплекса для дезактивации лома, что позволяет вывозить из зоны "чистый" металлолом в количестве около 100 т в сутки. Кроме того, руководством самой ЧАЭС было принято решение выставить металлическое оборудование и конструкции данного объекта на продажу. Сегодня, по нашим данным, проводится ряд подготовительных мероприятий для проведения аукционов по продаже чернобыльского металла. По заявлениям руководства государственного специализированного предприятия ЧАЭС, вывоз оборудования из 30-километровой зоны осуществляется по соответствующим разрешениям, с дозиметрическими справками, оно чистое и с ним можно работать как с обыкновенным металлом".
Однако, по словам специалистов, сама идея чистки радиоактивно зараженного металла из зоны отчуждения утопична. "Если действительно начать чистить чернобыльский лом, то стоимость одного его грамма превысит стоимость золота, – сказал RBC daily профессор, доктор технических наук, заместитель директора ВНИИ атомного энергетического машиностроения Игорь Острецов. – Действительно, такие технологии есть, но их применение просто невозможно в промышленных масштабах. Все, что можно сделать, – это провести поверхностную дезактивацию, а наведенная активность никуда не денется". Переработка в промышленных масштабах зараженного металла позволяет снизить его активность весьма незначительно. "После переплавки и снятия радиоактивного шлама, активность исходного лома снижается только на 7-8%, – сказал RBC daily директор программы по ядерной и радиационной безопасности Российского Зеленого Креста, член Общественного экологического совета при министре РФ по атомной энергии Владимир Кузнецов. – Поэтому даже после смешивания полученного металла с чистым использовать его можно только для специальных нужд: изготовления невозвратных контейнеров, в том числе и для контейнеров, в которых хранятся радиоактивные отходы. Естественно, что использование для производства строительных материалов такого металла не разрешается".
Однако абсолютно исключить возможность использования чернобыльского металла в производстве стройматериалов нельзя. "Крупные металлургические предприятия должны быть заинтересованы во входном радиационном контроле, дабы не "заразить" радиацией все предприятие, – говорит Владимир Кузнецов. – Однако совсем не исключено, что есть "шарашкины конторы", которые ради денег и радиоактивную продукцию производить будут. Поэтому пока такая вероятность есть, беспокоиться о качестве ввозимой продукции, в том числе и в Россию (самый крупный импортер украинской металлопродукции), стоит серьезно". Тем более что должный радиационный контроль на границе в РФ отсутствует". Имеющиеся сегодня на таможне контрольные ресурсы уже не позволяют отслеживать ситуацию, если же переработка металла на Украине пойдет еще активнее, вероятность завоза в Россию "фонящей" металлопродукции возрастет многократно. "Во-первых, стационарные датчики, которыми оборудованы таможенные посты, "поймать" радиоактивную металлопродукцию не могут, для этого нужны комплексы тонкой проверки, – говорит Максим Шингаркин. – Во-вторых, ввоз металлопродукции обязательной радиационной проверке не подлежит. И в том, и в другом случае без воли государственных чиновников не обойтись".
В течение полугода депутаты Госдумы пытаются достучаться до различных государственных ведомств, способных повлиять на решение проблемы. "Депутаты Госдумы сформировали рабочую группу, которая разрабатывает возможные защитные меры, – говорит Максим Шингаркин. – Причем наиболее тесно сотрудничество ведется именно с представителями Государственного таможенного комитета". Однако пока государство раскачивается, разрабатывая "силовые" меры, уже сегодня, считают специалисты, можно было бы эффективно использовать экономические преграды для ввоза зараженной металлопродукции. "Если бы сегодня все потребители украинской продукции озаботились ее происхождением (особенно если цена ее невысока) и проводили соответствующую экспертизу всех партий, вероятность ввоза "фонящего" металла сократилась бы до минимума, – говорит Максим Шингаркин. – Понятно: не будет спроса, не будет и предложения. Еще эффективнее было бы организовать контроль на самих металлургических предприятиях. Сегодня мы как раз предпринимаем ряд шагов, направленных на организацию контроля на металлургических предприятиях Украины. Прошедшая такой контроль продукция будет получать соответствующие документы. Понятно, что предприятия, согласившиеся на такой мониторинг (причем для них это окажется абсолютно бесплатным), будет иметь дополнительные конкурентные преимущества перед теми, кто на такой контроль не согласится".
|